Форум » Театр » Театр-убийца » Ответить

Театр-убийца

Мертвая принцесса: “Театр-убийца” по пьесе Стоппарда “Настоящий инспектор Хаунд”, поставленного в Театре под руководством Армена Джигарханяна. Даниил Страхов (Саймон)

Ответов - 4

Мертвая принцесса: ИГРАЕМ СТОППАРДА К тому, что повсеместно и в массовом порядке ставится Чехов, или, скажем, Достоевский, или, на худой конец, Ануй, мы уже привыкли. Но Стоппард! Интерес к Тому Стоппарду, восхитительному и загадочному англичанину, парадоксалисту и пересмешнику, скептику и фантазеру, умнику и снобу, – случаен ли он? Ведь как всегда хочется вывести некую “закономерность”, что у самого Стоппарда с его убийственной ироничностью, с этим его упоительным, непроницаемо-английским юмором непременно вызвало бы приступ уничтожающего смеха! Итак, в чем же закономерная случайность возникновения “стоппардовского бума”? Отвечу: в игре. Мотив подмены: суть – видимостью сути, когда вместо оригинала вам незаметно подсовывают фальшивку, – невероятно современен и есть на самом деле сюжет для очень большого рассказа. Стоппард этот рассказ пишет, начиная со своей первой, вмиг ставшей знаменитой пьесы “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”. Стоппарда невозможно играть по правилам психологического театра, но, играя его ломкость, остроту, гротеск, играя его игру, в то же время каким-то “боковым видением” следует не терять из поля зрения и “правду жизни” тоже. Потому что он не просто театральный лицедей, насмешник и парадоксалист, но и печальный, умный и тонкий философ. Причем философия его при всей своей кажущейся заумности и отвлеченности – про живых людей, о которых, как ни странно, в действительности замечательно много понимает. Его особую манеру когда-то уловил давно от нас уехавший Евгений Арье, первым на московской сцене Стоппарда представивший. Сергей Голомазов, игравший в том спектакле Гильденстерна, урок запомнил и интерес к Стоппарду сохранил. Именно он и стал автором спектакля “Театр-убийца” по пьесе Стоппарда “Настоящий инспектор Хаунд”, поставленного в Театре под руководством Армена Джигарханяна. Приметы: бешеный темп; пародийность, то потаенная, то откровенная, даже вызывающая; жанр “мистического триллера”, ныне несравненно более популярный, нежели в давнем 1968 году, когда пьеса эта была написана. В умных руках режиссера и его труппы он, конечно же, играется “понарошку”, и вся “инфернальность”, и все детективные ходы, и приемы, и приколы, конечно же, не всерьез. Всерьез – и чем дальше, тем больше – мотив дублеров. Недаром монолог одного из персонажей режиссер переносит из самого начала в финал. В финале спектакля режиссер заставляет нас на миг перевести дыхание и прислушаться к неожиданно в этом каскаде трюков и придумок звучащему Слову: “Порой я мечтаю о революции, о кровавом государственном перевороте, осуществленном лицами второго ранга; о трупах ведущих актеров, которых перерезал запасной состав; ...я мечтаю о том... как марширует армия ассистентов и заместителей, помощников командира, вторых призеров: они штурмуют дворец, где второй сын уже занял трон, совершив цареубийство посредством крокетной клюшки; вторые мира сего да станут в первый ряд!” Впрочем, подобные пассажи, когда беззаботная ирония сменяется горьким сарказмом, у Стоппарда редки: подобно другим великим английским парадоксалистам (к примеру, Уайльд), он меньше всего хотел бы прослыть моралистом. Потому не буду и я мысль свою развивать и педалировать – лучше назову актеров, ибо они того заслуживают. Это Владимир Капустин и Станислав Дужников (критики Мун и Бердбут), Елена Медведева (миссис Драдж), Даниил Страхов (Саймон), Ольга Кузина (Фелисити), Вера Бабичева (Синтия), Олег Пышненко (Магнус), Илья Каданцев (инспектор Хаунд). В пьесе Стоппарда можно сыграть просто забавный, ни к чему не обязывающий парадокс, а можно за его маской расслышать подлинную боль. В спектакле Сергея Голомазова не только и не просто играют Стоппарда, но внимательно вслушиваются в него. Как мне кажется, не без пользы. Юрий ФРИДШТЕЙН © "Литературная газета", 2001 http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg022002/Polosy/art9_1.htm

Sveta: Новые известия, 20 декабря 2001 года Елена Ямпольская МАЛЕНЬКИЕ, НО ХОРОШИЕ В поисках интересного зрелища надо забираться подальше и повыше Идите и умрите... У Джигарханяна подрастает очень неплохой театр. Причем практически без участия "отца". Армен Борисович отбывает то в одном, то в другом гастрольном направлении, а на Спортивной за время его отсутствия выпускаются весьма достойные премьеры. Поскольку выпускать недостойные нет резона. Театр у Джигарханяна маленький, кассой все равно сыт не будешь, следовательно, потрафлять дешевым вкусам бессмысленно. Деньги может достать только из тумбочки и только худрук. Перед его мужественным лицом, слава богу, пока не в силах устоять ни столичные чиновники, ни горячие бизнесмены армянских кровей. Актерам же и постановщикам остается честно и по кайфу исполнять свой профессиональный долг. Завидное положение. Всем бы такого "папу"... Последняя премьера у Джига - спектакль под названием "Театр-убийца", неожиданный, захватывающий, смешной и жуткий. Режиссер Сергей Голомазов - еще один "копатель" - обнаружил никогда в России не ставившуюся пьесу Тома Стоппарда "Настоящий инспектор Хаунд". В основе сюжета - смертельное противостояние актеров и критиков. Зрелище способно доставить массу удовольствия даже обычной, не посвященной в закулисные тайны публике. Что уж говорить о специалистах с той или другой стороны баррикад - очень смешно наблюдать за самим собой со стороны. Театральные критики и журналисты в Москве, по-моему, исчисляются сотнями, а зал, повторюсь, у Джигарханяна маленький, так что на несколько ближайших показов целевая аудитория обеспечена. Два критика - тонкий и толстый - Мун и Бедбут (Владимир Капустин и Станислав Дужников), очкастый неврастеник и розовощекий бабник, отбывают трудовую повинность на закрытом прогоне. Поглощены они, разумеется, не столько спектаклем, сколько обязательным "ты меня уважаешь?", тщеславием по поводу собственных публикаций и интригами злокозненных коллег. Декорация Анастасии Глебовой придумана так, что из зрительного зала -через сценическую площадку - взгляду открывается другой точно такой же зал (прием зеркала, использованный в прошлогоднем шапировском "На дне"). Здесь, в зазеркалье, Мун и Бедбут клюют носом, переругиваются, строчат в блокнотах, пускают слезу, нажираются виски в антракте; и если более тонкий (во всех отношениях) мало-помалу наполняется тяжелыми предчувствиями, то пухляк продолжает кокетничать со своей очередной фавориткой и лихорадочно декламирует завтрашнюю рецензию - нагромождение типичных театроведческих штампов. На сцене в это время разыгрывается роковая тягомотина из туманной британской жизни: майор-инвалид, ревнивые аристократки, красавец-маньяк со шрамом через щеку, ножи, теннисные мячики, загадочные телефонные звонки, полицейские сводки по радио и вой какой-то собаки (Баскервилей) на холодных эссекских болотах... В общем, все, как положено в английском детективе. Вот только прогон оказался слишком уж закрытым - раз-два, не успела злополучная парочка глазом моргнуть, как ее уже втянули в действие, и отступать некуда, на помощь звать некого - театр зловещ, пуст и темен, игра - совершенно дьявольская - развернулась не на шутку, да и не на жизнь, как вскоре выяснилось. Критиков-то было не двое - трое. Труп третьего весь спектакль провалялся на сцене, за бутафорским диваном... Подлые лицедеи пользуются растерянностью писак на всю катушку, подставляют их, дурачат, морочат. Вот уже и толстый распростерт бездыханным телом, а тощий, припертый к стенке, в ужасе расследует новое убийство, а их места в зале заняты бывшими актерами - теперь они кладут ноги на авансцену и изредка кидают высокомерные реплики... Лицо заинтересованное может вынести из "Театра-убийцы" лишнее подтверждение и без того очевидной мысли: ни в коем случае не следует критику поддерживать с театральными людьми личные, тем паче близкие отношения. Ведь именно в этой точке преломилась для Муна и Бедбута хрупкая граница между театром и реальностью. Но спектакль, конечно же, сделан не ради столь частного вывода. Он как раз об этой призрачный границе. И о том, что театр - место опасное. Зачастую смертельно. Что и просек в свое время Виссарион Григорьевич Белинский. http://www.selavi.ru/smotr/pressa/yam/y_hero_tu.htm

Мертвая принцесса: Театр-убийца. Театр п/р А.Джигарханяна. Пресса о спектакле Известия, 19 февраля 2002 года Алексей Филиппов Триллер возле хосписа Спектакль, убивший двух театральных критиков сразу Режиссер Сергей Голомазов спектакли ставит давно. Ему принадлежит идущий в Театре Гоголя "Петербург" - эта работа была большой удачей. Вышедший там же "Дрейфус" стал удачей относительной. А вахтанговское "Посвящение Еве" за него заканчивал Сергей Яшин: режиссер и академический театр друг друга не поняли и расстались в обоюдном неудовольствии. Режиссерское имя у Голомазова есть, но оно нераскрученное, некоммерческое - и его новый спектакль "Театр-убийца" появился на свет незаметно. Оно и понятно: станция метро "Спортивная", пять минут пешком вдоль ограды хосписа, полуповорот направо и еще пять минут вдоль той же ограды, поворот во двор - и вот перед вами здание, в котором Театр Джигарханяна уживается с Театром Камбуровой. Стулья жесткие, вентиляция ужасная - а спектакль между тем ладно и крепко сделан, осмыслен и стилен. Стиль есть даже в спартанском антураже: с маленькими, "внебродвейскими" театрами у нас туго - так добро пожаловать к хоспису; в бедном, но живом и тонко выточенном искусстве есть особая прелесть. Спектакль называется "Театр-убийца". Программка сообщает, что это "совершенно запутанная детективная история, сочиненная театром по мотивам пьесы Тома Стоппарда "Настоящий инспектор Хаунд". Ее главными героями оказываются два театральных критика (Капустин В. и Дужников С.): толстый и тонкий, гетеро- и гомосексуал. Толстый гетеросексуал пытается пиарить играющую одну из ролей подругу, тонкий все время вспоминает легкомысленного и неверного Хикса - действие между тем развивается, и вскоре обоим приходится туго. Следуя мотивам Стоппарда, Голомазов выполнил заветную актерскую мечту и разделался с критиками: их заносит на сцену, и они становятся действующими лицами подлежащего рецензированию триллера. Одного герои спектакля находят мертвым, другой занимает место инспектора полиции, и ближе к финалу выясняется, что инспектор-то и есть убийца. Под диваном лежит мертвый Хикс, зловещий персонаж с наглухо забинтованным лицом оказывается одновременно и подлинным инспектором, героем пьесы, и эротическим соперником критика-гомосексуала, убийцей бедняги Хикса. Голомазов выжал из сюжета все что можно: странный, марионеточный сценический мирок у него и смешон, и страшен. Герои триллера, который должны отрецензировать бедолаги-критики, работают в жанрах, строго придерживаясь амплуа. Забинтованный злодей (Пышненко О.), приехавший в триллер из Австралии, приоткрывает рот, словно шипящий змей; знатная леди и владелица расположенного в английской глухомани поместья (Бабичева В.) страстна и порывиста, брошенная девушка (Кузина O.) несчастна, герой-любовник (Мерзликин А.) брутален и груб. Потом кукольный мирок затянет и критиков. Толстый и пошлый критик-гетеросексуал (ему пришлась по вкусу главная героиня) начнет играть роль неведомо куда исчезнувшего любовника - пока не сообразит, что работающая как мясорубка постановка добирается и до него. Критик-гомосексуал заберется на сцену, чтобы спасти коллегу, но гостя тут же произведут в инспекторы полиции, дадут ему показания, разоблачат самозванца и убьют его при попытке к бегству. Голомазов ставит гибрид комедии и триллера, одновременно решая стилистические задачи: он создает пародию на "чисто английское убийство" и показывает, как люди превращаются в кукол и попадают в зазеркалье, откуда нет выхода. В сочетании жизни и нежития, реальности и зазеркалья, когда набитый зрителями зал Театра Армена Джигарханяна оказывается отражением находящегося за сценой бутафорского зала, и заключен секрет спектакля. Место для него выбрано удачно - пять минут вдоль ограды хосписа, полуповорот и еще пять минут вдоль той же ограды. http://www.smotr.ru/2001/2001_dzhig_stop.htm Алексей Филиппов. Триллер возле хосписа. Спектакль, убивший двух театральных критиков сразу (Известия, 19.02.2002).


Viki: Видео спектакля "Театр-убийца". В данной версии спектакля Даниил не участвует, его роль играет Андрей Мерзликин. Кому интерено посмотреть сам спекталь, можно скачать по ссылке. http://www.strahov-art.ru/Teatr_ubiyca/Teatr-ubiiza1.avi (700 мб) http://www.strahov-art.ru/Teatr_ubiyca/Teatr-ubiiza2.avi (850 мб)



полная версия страницы